ГЕЛАКТИКА

Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа


Previous Entry Share Next Entry
История одной песни. Yesterday
swet_o4ey wrote in gela_guralia
"Пол написал великую песню — "Yesterday". Это прекрасная песня. Но я никогда не хотел быть ее автором, и я не верю во вчерашний день..."
/Джон Леннон/



13 сентября 1965 года был издан сингл со знаменитой "Yesterday" группы "The Beatles". Она входит в состав альбома "Help!". Конечно, днем рождения песни эту дату считать нельзя, ведь она была записана в студии еще 14 июня того же года. С момента записи прошло почти 50 лет. Для человека это целая жизнь. А для песни?
Для песни это хороший повод, чтобы вспомнить легендарную мелодию и вкратце рассказать об истории ее создания.
Грустная лирическая композиция о вчерашнем дне настолько прочно и незаметно вошла в музыкальную жизнь, что трудно до сих пор внятно ответить на вопрос: "Нравится ли она, или к ней просто привыкли?".
Место этой песни в мировой музыкальной классике уже давно является данностью.

История возникновения великой песни местами таинственна, местами забавна.

Сон
Пол Маккартни проснулся утром в спальне на верхнем этаже дома Эшера на WimpoleStreet. В его голове звучала мелодия «Yesterday». Фортепиано стояло прямо у кровати, и он быстро встал и начал играть. «Это было так просто, я даже не мог поверить", — вспоминал Пол.



Музыкант забеспокоился, что мелодия может оказаться плагиатом, а то, что показалось вдохновением, на самом деле было лишь приливом воспоминаний.
"Это могло оказаться криминалом, и только, если через несколько недель никто не обратится в полицию, эта песня будет моей»,- опасался Маккартни.
В течение месяца он наигрывал мотив разным музыкальным экспертам, чтобы те подсказали, откуда он мог его позаимствовать, но никто так и не смог назвать источник. И тогда, и потом оказалось, что это оригинал.

Шуточный текст
Дело оставалось за текстом, и он, в отличие от мелодии, претерпел просто кардинальную трансформацию. Сначала, чтобы мелодия лучше запоминалась, Пол напел первые, пришедшие в голову, слова. А так как дело происходило утром, то и мысли автора, видимо, вертелись вокруг завтрака. В общем, песня получила довольно нелиричное название «Scrambled eggs» («Яичница-болтунья») и была озвучена совершенно несерьезными строчками: «Scrambled eggs, Oh you've got such lovely legs» («Яичница, у тебя такие милые ножки»).

1249042302_post312489030953468

Кто знает, может быть, так и осталась бы вместо «Yesterday» песня про яичницу? (а песни про яичницу редко становятся «великими»). Но, как видите, Маккартни не оставил попыток написать для этой прелестной мелодии адекватный текст.

Окончательное название и текст
Джон Леннон вспоминал, что у песни долгое время отсутствовало название, тогда они с Маккартни решили назвать ее одним словом. В мае 1965 года во время отдыха в Португалии, на вилле Shadows, куда Пол поехал на выходные к гитаристу Брюсу Уэлчу (Bruce Welch), ему удалось подвести черту в работе над текстом. Он заметил, что слова, заканчивающиеся на «-эй», хорошо рифмуются, а "yesterday" было как раз одним из них.
"Похоже, он работал над текстом, пока мы летели в самолете. Он взял мою гитару и начал петь песню, которую сейчас мы все знаем как "Yesterday", - вспоминал Уэлч.
Пол Маккартни: "Помню, я считал, что людям нравятся грустные мелодии, что в одиночестве им становится немного печально, они ставят пластинку и вздыхают. С этими мыслями я и написал первый куплет, все слова встали на свои места, и песня получилась".

1249039554_post312489030115585

Текст песни
Yesterday
Original lyrics by The Beatles


Yesterday,
All my troubles seemed so far away
Now it looks as though they're here to stay
Oh, I believe in yesterday

Suddenly,
I'm not half the man I used to be
There's a shadow hanging over me
Oh, yesterday came suddenly

Why she had to go I don't know,
She wouldn't say
I said something wrong,
Now I long for yesterday

Yesterday,
Love was such an easy game to play
Now I need a place to hide away
Oh, I believe in yesterday

Why she had to go I don't know,
She wouldn't say
I said something wrong,
Now I long for yesterday

Yesterday,
Love was such an easy game to play
Now I need a place to hide away
Oh, I believe in yesterday



Вчера
Подстрочный перевод песни
от Князева И.


Вчера
Все мои проблемы казались такими далёкими,
А теперь кажется, что они со мной навсегда.
О, я так верю в то, что было вчера!

И вдруг
Я даже не тень того, кем был,
И как будто туча зависла надо мной.
Да уж, день стал вчерашним так внезапно.

Я не знаю, почему же она ушла,
Она не сказала.
Может быть, я сказал что-то не так.
Я теперь так хочу вернуться во вчерашний день.

Вчера
В любовь было так легко играть,
А теперь я не знаю, где спрятаться.
О, я так верю в то, что было вчера!

Я не знаю, почему же она ушла,
Она не сказала.
Может быть, я сказал что-то не так.
Я теперь так хочу вернуться во вчерашний день.

Вчера
В любовь было так легко играть,
А теперь я не знаю, где спрятаться.
О, я так верю в то, что было вчера!

Запись и аранжировка
В истории записи "Yesterday" не все ясно, потому что в рассказах очевидцев слишком много противоречий.
Сами "Битлз" вообще долго не принимали "Yesterday" всерьез и всячески над ней подшучивали. До поры, до времени…
Когда принялись аранжировать композицию, они ответили: "К этой песне мы ничего не сможем добавить, исполняй ее сам». Оказалось, что ни один традиционный инструмент рок-группы ей не нужен.
По самой известной версии продюсер Джордж Мартин сначала предложил симфонический оркестр, на что Маккартни ответил: "Это слишком!" Затем Джордж заговорил о струнном квартете. "А вот это попробуйте", – заинтересовался Пол и засел с Мартином за партитуру. И 14 июня 1965 года в сопровождении акустической гитары, двух скрипок, альта и виолончели удивительный сон Маккартни наконец-то обрел законченный вид.



По сути, "Yesterday" можно назвать рок-балладой, поскольку такая аранжировка только усилила глубокую лиричность композиции.
Этот первый эксперимент с непривычными для рок-группы инструментами поначалу был воспринят Ленноном как "вредный для рок-н-ролльного имиджа". К тому же, выпущенная отдельно, эта песня становилась просто сольной записью Маккартни, а не группы "The Beatles". Они поначалу не хотели включать “Yesterday” в альбом “Help!”. Официально это объяснялось несоответствием песни имиджу группы.
Всё это стало причиной того удивительного факта, что шедевр так и не был выпущен на сингле в Великобритании. Зато он вышел в США и уже через пару месяцев “Yesterday” возглавила хит-парады.  Аннотация представляла ее как "инструментальную пьесу Маккартни под управлением Д. Мартина". Следующие несколько лет композиция оставалась самой популярной на американских радиостанциях. Пластинка разошлась по миру тиражом более трех миллионов экземпляров. В Великобритании сингл был издан только одиннадцать лет спустя.
Популярность “Yesterday” во всем мире невероятна. Все чарты, которые она возглавляла, перечислить практически невозможно. Она вошла в "Книгу рекордов Гиннесса" как песня, на которую было сделано больше всего каверов (в 2003 году сообщалось, что их более двух с половиной тысяч). Только на американском радио и телевидении ее транслировали более семи миллионов раз, а слушатели "BBC Radio 2" признали “Yesterday” лучшей песней столетия.
Журнал “Rolling Stone” отдал “Yesterday” тринадцатое место в списке пятисот величайших песен всех времен.

the-beatles-yesterday-300x300

"Нет, наверное, такого человека, который не слышал бы эту композицию хотя бы раз… Она звучала и звучит везде и всегда… Это визитная карточка легендарной группы The Beatles. Как можно решиться исполнять гениальный хит после знаменитой Ливерпульской четверки?! И вот, песню дерзнул исполнить Гела Гуралиа. Скажу честно, отнеслась сначала скептически к такому эксперименту… Какого же было мое изумление, когда я дослушала композицию до конца!!! Восторгу не было предела! Какая же мощь и глубина скрывалась, оказывается, в этом произведении!!! Такая знакомая, уже набившая оскомину мелодия преобразилась, заиграла новыми красками. Начинается она нежно и вкрадчиво, впрочем, как и всегда. Затем песня постепенно набирает драматизма и энергии, эмоциональный накал достигает предела, чтобы внезапно выплеснуться гигантской волной, вознося душу на ее гребне к небесам, а после бережно вынести ее на берег и нежно схлынуть… Что ж, это снова моя самая любимая композиция. Слушаю и переслушиваю несчетное количество раз и не могу остановиться!!! Гела возродил ее для меня, и я хочу сказать огромное спасибо за "Yesterday".



Рецензию написала ESemco на музыкальном портале «Красная звезда».
http://redstarmusic.ru/#/Actions.aspx#tab0

Интересное о песне
•  Хотя “Yesterday” написал Маккартни, в числе авторов также значится Леннон. При этом его имя идет первым. В 2000 году Пол спросил у Йоко Оно, не будет ли она против того, чтобы поменять очередность на альбоме “Anthology”, однако вдова Леннона ответила отказом.
•  Исполняя “Yesterday”, Маккартни всегда настраивал гитару на один тон ниже.
•  Строчка “The only thing you done was yesterday…” («Единственное, что ты сделал, было вчера…») из песни Джона Леннона намекает на Пола Маккартни и его бессмертное творение.
•  Песню критиковали многие известные исполнители. Джон Леннон говорил, что в ее тексте нет смысла, а Боб Дилан говорил, что "существуют миллионы песен, подобных "Michelle" (любовная баллада The Beatles) и "Yesterday".
•  “Yesterday” стала первой песней, которая привлекла внимание старшего поколения к творчеству "The Beatles". До того основную массу фанатов группы составляли молодые люди.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-28471/
http://www.music-stories.ru/istoriya-napisaniya-pesni-yesterday-the-beatles/
http://song-story.ru/yesterday-the-beatles/

  • 1
Большое спасибо за эту историю! ))
к песне я именно привыкла, она мне не нравилась никогда по-настоящему..
Пока я не услышала ее в исполнении Гелы ))
теперь она для меня - одна из самых любимых у него ))

Присоединяюсь... Да простят меня поклонники "Битлз", в классическом исполнении "Yesterday" уважаю, но не более, не трогает. В неожиданной интерпретации Гелы погружаешься в теплое марево голоса, мерцание... Трепет крыльев бабочки. Трепет сердца. Трепет солнечного луча. Воспоминание-сожаление, но не грустное и не горькое, а такое... как теплый шоколад:))И вроде бы искать вчерашний день - все равно что искать прошлогодний снег, но тут к шоколаду еще щепотка надежды:) Взять из "вчера" самое лучшее и вплести в "сегодня". Утешительная вещь, но слушаю нечасто.

Оля, а что самое любимое и "твое" у Гелы? Если не секрет:)

Изначально: "When you tell me that you love me", "Tell Him", теперь еще "Старая мечта". После концерта список обновится, наверное:)) Осталось 3 дня...часы тикают:))

Tell Him - прямо ДА!!! Последнее время просто маньячу на нее. When you tell me - полюбила именно на концерте. "Старую мечту" - со второго концерта, обожаю. Ну и многое другое...:) Ждать первого концерта - это, я не знаю, это такое...предвкушение:) Такое волнение..

Море волнуется раз, море волнуется два...))

Оля, +10000
Утешительная эта вещь у Гелы.
Я ее слушаю, когда хочу спокойствия в душЕ.
Там у него такие низы...ммм..))

А для меня утешительные "Кирие" и (в другом смысле) - Love, look.. Вот там, маш, тоже - такиииие низы..:))

Ну тогда еще утешительное - "Аве Мария".
Абсолютная гармония и равновесие.

Про "Love, look.." - лучше в другом комментарии ))

Нет, Аве Мария - мощная. Светлая и мощная, как столб (сноп?) света, который через тебя проходит. И от тебя нужно усилие по подключению души к этому ...мирозданию. Ну я так воспринимаю. А Кирие - благодать, утешение, тихое "спасибо", надежда.

Катя, я Аве Марию включаю только когда могу подключаться, без усилий. Это нечасто, но бывает.
Иначе не включаю вообще.

Так я ж...по ту сторону...Для меня это всегда было трудно...подключаться:) И спасибо Геле, в общем-то...

Точно! Аве Мария - возносящая, а Кирие... вливающая в тебя этот свет, прощающая.
И на этой ноте, Маша и Катя, оставляю вас в приятном обществе друг друга. Приходите ишшо:))

Спасибо за возможность встречи:) Оля, я каким-то образом должна узнать твои впечатления от концерта:) Не пиши под замок!:) Спок ночи!

Ох, Катя, задача, сама знаешь, не из легких... По мотивам Веры Полозковой:
Не оставлю сидеть у двери,
Не уеду на саундчек...
:)))))))))))))))

Теперь мои +10000:))
Низы, да... Шоколад с содержанием какао 85%:) Думаю, "Love, look.." на концертах исполняться вообще не будет, все комментарии излишни...

Интересно, а почему? Может в живом звуке эта песня иначе раскроется. В записи мне что -то мешает ею насладится. А потом кто-то написал: обрыв скрипок. Да.

Вроде неудобно про себя... про обрыв скрипок это я писала... У Бальмонта есть строчки, которые очень к этому исполнению подходят:

Скажите вы, которые горели,
Сгорали и сгорели, полюбив,-
Скажите, как мне быть? Я весь – порыв,
Я весь – обрыв, и я нежней свирели.
Не представляю, как бы "Love, look.." в зале звучала, она такая личная, альковная(с)
Еще сюда же Шекспир "просится":

Сонет 102
Люблю, – но реже говорю об этом,
Люблю нежней, – но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, что перед светом
Всю душу выставляет напоказ.

Тебя встречал я песней, как приветом,
Когда любовь нова была для нас.
Так соловей гремит в полночный час
Весной, но флейту забывает летом.

Ночь не лишится прелести своей,
Когда его умолкнут излиянья.
Но музыка, звуча со всех ветвей,
Обычной став, теряет обаянье.

И я умолк подобно соловью:
Свое пропел и больше не пою.

Олечка, вот тут - при всей "тяжелой артиллерии" в лице Шекспира и Бальмонта - немного (только немного) не соглашусь. Мне кажется, Love, look... у Гелы получается не интимная и личная, а вневременная и внепространственная. Помнишь, какой Наташа видеоряд к ней предложила - Вселенная, звездопад?.. Это 100%. Это про всех вообще и всегда. У его голоса вообще такое свойство, мне кажется...обобщающее весь человеческий опыт в той или иной сфере, в той или иной истории. Я бы очень хотела услышать эту песню в концертном исполнении. Я подозреваю, что там сложности чисто исполнительские. В записи - это шедевр.

Катюш, как интуиция подсказывала, так и написала. Возможно, мы обе правы, но кто "правее", совсем неважно для существования этой изумительной композиции. Но обобщать в отношении нее почему-то не получается. Может, надо еще дозреть:))

Да, конечно, я не спорю совсем!! Гела "безразмерный", у него каждый "слышит как он дышит" (с)... И это прекрасно!

Я тоже склоняюсь к тому, что голос Гелы выражает вселенские (если можно так сказать) чувства на основе всего человеческого опыта. Что в принципе достаточно логично с учетом его увлечения философией.
Интересно получается: сами песни (например, Love, Старая мечта)- лирика, а голос... имеет, кажется, драматическое звучание?.. В Tell him тоже я это слышу и в Yesterday местами... А в Stone, пожалуй, нет. Поэтому наверное она немного особняком для меня стоит среди всех.

Особенно в Бичебо (студийном) и I knew I loved you... Это тоже дар - так уметь исполнять. Высоты такой, быть над всем. Или дело просто в тембре?

Дело еще и в высоком уровне интеллекта ! ))

Мне тоже мысль о характеристиках голоса пришла в голову. Вот например в Yesterday я чувствую в нижнем регистре больше личное отношение Гелы (грудной регистр ближе к сердцу) , а в верхнем - больше обобщение.
А Бичебо и I knew... наверное и по жанру ближе всего к драме ...

Олечка, еще из Шекспира :
Богатство чувств чуждается прикрас, Лишь внутренняя бедность многословна.

Но вот к песне "Love, look.." я бы тоже это не отнесла.
Немножко у меня другое ее восприятие...
Я тут скорее с Катей соглашусь. Мне она тоже не кажется личной, камерной. Наоборот. Какая-то она щедрая, изобильная..

Маша, спасибо за мнение:)Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно? Дали мне повод..., надеюсь к завтрашнему дню вернуться:))

Оля, спасибо! Тоже не знала ее историю. Как погляжу, многие эпохальные произведения появляются как-бы случайно. Но, наверное, именно "как-бы". В каком-то интуитивном озарении. Мне тоже Yesterday никогда особенно не нравилась (как и Леннону:)) и не скажу, что она любимая для меня у Гелы. Задумалась - хотела бы я что-нибудь в его исполнении услышать из репертуара "Битлз"?.. Twist, Dance, Shout? :)))

Оля, спасибо за интересную историю. Как рождаются шедевры?
Вот так вот просто - приходят откуда-то оттуда, где хранятся все прекрасные мелодии и рифмы.
Да, я считаю "Yesterday" маленьким шедевром! Мне она никогда не надоедает :)

"Yesterday" я обожаю в любом исполнении. Даже в инструментальной. Даже кто-то джазово эту вещь обработал. Гела поет ее по-своему и очень достойно и гармонично. Там я впервые услышала его бархатные низы. "Теплый шоколад"-точно подмечено.
А вот в последнее время прониклась "Старой мечтой". как-то на концерте сразу ее не поняла. Видно эмоции захлестывали. А сейчас слушаю и слушаю (да еще и перевод есть). А Гела, правда, загадка. Как многогранный драгоценный камень, причем грани переливаются, видоизменяются и каждый раз находишь (слышишь) что-то новое

Старая мечта +100500, точно так же все было..:) А вот на перевод она у меня как-то не ложится, я думала - он вообще про другое поет:) Там в конце такой вопль, такой накал, я все хотела узнать - о чем это он так?

Видимо сильная любовь была :)

Олечка, спасибо! всегда интересно узнавать историю тех или иных произведений, осоенно таких как "Yesterday" - эпохальных на мой взгляд. Причем создание - это одна история, и путь к слушателю - еще одна. Иногда даже отношение к произведению меняется (или правильнее сказать - формируется). Так со "Smile" у меня было. А "Yesterday" изначально люблю и поражаюсь как бы случайному провидению сера Пола.)))

Лена, правильно очень сказали, "формируется". К тем песням, которые по какой-то причине не приняты, не поняты, у меня лично отношение совершенно меняется, когда начинаю изучать суть вопроса, углубляться, задумываться. Пост напишу - и тогда песня проникает, впитывается: )Но это касается только действительно талантливых музыкальных произведений.

Edited at 2014-04-20 01:00 pm (UTC)

Олечка, спасибо, с удовольствием прочитала. "Yesterday" всегда любила, но, скажем так, без трепета. В исполнении Гелы это совсем другая песня, любые сравнения бессмысленны. Не скажу, что она из самых любимых в его репертуаре, но, как и все остальные - прекрасна и очень лирична (если все-таки сравнить с Маккартни).

  • 1
?

Log in